Когда они сидят передо мной на своих скамьях, они не настоящие. Это или
тихони и подлизы, или лицемеры, или бунтари. Такими сделали их семь лет
школы. Они пришли сюда неиспорченные, искренние, ни о чем не ведающие,
прямо от своих лугов, игр, грез. Ими управлял еще простой закон всего
живого: самый живой, самый сильный становился у них вожаком, вел за собой
остальных. Но недельные порции образования постепенно прививали им другой,
искусственный закон: того, кто выхлебывал их аккуратнее всех, удостаивали
отличия, объявляли лучшим. Его товарищам рекомендовали брать с него
пример. Неудивительно, что самые живые дети сопротивлялись. Но они
вынуждены были покориться, ибо хороший ученик - это раз навсегда идеал
школы. Но что это за жалкий идеал! Во что превращаются с годами хорошие
ученики! В оранжерейной атмосфере школы они цвели коротким цветением
пустоцвета и тем вернее погрязали в болоте посредственности и
раболепствующей бездарности. Своим движением вперед мир обязан лишь плохим
ученикам.
|