Показать сообщение отдельно
Старый 08.02.2013, 10:23   #86 (Ссылка на пост)
VM1946
Что-то высматривает
Мой дневник
 
Аватар для VM1946
Пол:
 
Активность Longevity
0/20 13/20
Today Сообщения
0/5 ssssss185
Адрес: Херсон
Благодарил(а): 14
Благодарили 69 раз в 36 постах
Галерея: 0
Вес репутации: 13 VM1946 станет скоро известным
Я родился в Херсоне и в общей сложности прожил в этом городе три десятилетия. А еще жил в Чернигове, Киеве, на Сахалине. Могу сказать, что Херсон во многом уступает другим городам. В конце концов, городо Херсон строился не там где лучше человеку жить, а как военное поселение, верфь для войны с Турцией. К сему такая вот публикация.
Виталий Москаленко
КАКОЙ У ХЕРСОНА НРАВ?

«Всякому городу нрав и права;
Всякий имеет свой ум голова».
Григорий Сковорода


Почему города по своему духу, характеру разнятся один от другого? Несмотря на все цивилизационные веяния, Москва отличается от Санкт - Петербурга, Нью-Йорк от Вашингтона, Одесса от Полтавы. И мистика здесь не причем. Современный город – это скопище рукотворных железобетонных коробок. Город сам по себе, без людей, остаётся неодушевленным собранием предметов. Душа любого города – его люди. Данная публикация является попыткой осознать почему Херсон такой какой есть. Автор ни в коем случае не претендует на истину в последней инстанции. Так что дверь в комнату для дискуссий открыта…
Как-то возле железнодорожного вокзала меня остановил приезжий – гость нашего города. Спрашивает:
- А где находится толчок? Ну, базар, где люди продают всякий мотлох?
- Нет такого в Херсоне.
- Как это нет. Во всех городах есть, а у вас нет.
И впрямь, почему в Херсоне отсутствует так называемый «птичий» рынок? Наверное, у населения нет потребности выносить на продажу всякую всячину. Впрочем, в нашем городе много чего нет, или существует в куцем виде. Например, нет вторичного рынка музыкальных звуконосителей, где бы можно было, и продать надоевший компакт и обменять на другой. То же можно сказать о книжном рынке. Хороший музыкальный инструмент купить по сути негде, его можно разве что «заказать». Почему в общественной жизни города почти не заметна молодежь при обилии учебных заведений? Город достаточно хорошо характеризуют памятники. Памятник пельменю в Ижевске: двухметровая металлическая вилка с насаженным на нее гигантским пельмешком. Скульптура нищего установлена в Челябинске. Челябинцы верят, что, если кинуть в протянутую шапку нищего монетку и погладить побирушку по плешивой голове, исполнится самое заветное желание. Памятник любовнику в Томске: фигура мужчины в трусах свисает с балкона одного из домов. В Херсоне нет ни одного оригинального, самобытного памятника. Кроме того, интересы жителей города в наше время хорошо отражают рекламные газеты «куплю – продам». Полистайте…
Если утверждение, что характер города определяют его жители справедливо, то следует сделать ретроспективный экскурс. Исторически сложилось так, что Херсонщина с первых лет заселения была интернациональной. «Ни в одной из губерний России «не встречается такого разнообразия племен как в Херсонской», - писалось в «Военно - статистическом обозрении Российской Империи», - «в ней обитают украинцы, русские, сербы, молдаване, цыгане, немцы, шведы, греки, евреи, армяне, французы, итальянцы». Все сказанное в полной мере относится к Херсону. В середине XIX века Херсон был провинциальным городом с немощенными улицами, которые только в центре освещались фонарями с сальными свечами. Полицмейстер издал указ: в темное время суток разрешалось передвигаться по городу только с фонарями. «Дабы не ходили аки тать в ночи». Улицы весной и осенью во время дождей превращались в настоящее болото – существовала даже Болотная (теперь Краснофлотская) улица. Херсон в значительной степени напоминал большое село. Население в основной массе жило в мазанках и землянках, на улицах, даже в центре рос камыш. Вот как описывает жизнь в Херсоне того времени А.С. Афанасьев - Чужинский. «Улицы периодически оживают во время, когда ученики идут в гимназию или домой, или чиновничество идет на службу или со службы. В праздники, в определенное время, проедет по городу несколько карет, колясок или других экипажей, которые развозят чиновников с визитами… Иногда в городе бывает событие, например, приезд генерал-губернатора… с утра Херсон оживает… Полиция мечется, подметает улицы и бьёт народ…». В историческом прошлом появление в городе театра с собственной труппой профессиональных актёров, возвышало его над глухоманью провинциальности. Театров было во всей Украине раз - два и обчелся. В 1889 году по инициативе тогдашнего губернатора А.Эрдели, на деньги «общества» т.е. на пожертвования в Херсоне было построено капитальное здание театра. Население города было структурировано по сословиям, а следовательно, существовали различные культурные наклонности. Так, в 1846 году дворян было 3,4%, духовенство - 1%, купцы -1,8%, разночинцев – 1%. Наиболее многочисленным было сословие мещан – 61,1%. Господствующее положение в социальной жизни города, безусловно, занимало дворянство, которое в основном состояло из русских. Чиновники преимущественно тоже были русскими. Этнический состав пролетариата был пестрый, однако, среди промышленных рабочих преобладали русские. Крупная еврейская община жила достаточно изолировано от окружающего населения, сохраняя свой язык (идиш), культуру и религию. Большинство её представителей занималось мелким ремеслом, торговлей, предпринимательством. В Херсоне всегда присутствовала культура «высшего» общества рядом с народной. Впрочем, в городском театре в 1907 году малорусская труппа Левицкого ставила спектакли «Запорожец за Дунаем», «Наталка - Полтавка» и др. Питейных заведений в городе всегда было достаточно. В Херсоне официально существовали два дома терпимости, две ночлежки для бездомных.
Драматические события мирового масштаба начала XX века мало повлияли на социально - бытовой характер города. Согласно отчета Херсонского Окрстатбюро в 1923 г. в Херсоне проживало 41756 человек 28 национальностей, из них 51,5% русские, евреи -32,2%, украинцы -14,5%, остальные - 1,8%. Новая, советская власть, в буквальном смысле через колено стала ломать старый уклад жизни. Одним из ее достижений является повальный ликбез. И все же никакой ученостью не изменить народный менталитет. Украинец может говорить на русском языке, но борщ на щи не поменяет.
Великая Отечественная война и послевоенные годы в значительной мере изменили этнический состав населения Херсона. В 1950 – е годы, когда началось «индустриализация» города, хлынуло сельское население. Много в Херсон приехало люда из «срединных» областей Украины. Отсутствие гражданского общества заменяло государство, которое буквально заставляло жить людей по его прописным канонам. И они жили, но суть межличностных отношений оставалась прежняя. В наше время в значительной степени мировоззрение населения формируют средства массовой информации, в частности вездесущее телевидение. Массовая культура, в какой то степени нивелирует этнические особенности различных групп населения. Насколько – покажет время. А пока социальный облик Херсона таков какой он есть.
VM1946 вне форума  
Ответить с цитированием
Эти 7 пользователей сказали Спасибо VM1946 за хороший пост:
alexandrius (10.03.2013), elison_s (11.03.2013), Mr. Freeze (09.02.2013), tau-rus (09.02.2013), TISHENKO (11.03.2013), Valter (10.03.2013), Серьога (10.02.2013)