Вот вашему вниманию вторая ступень.
2.Нияма
Если яма описывает, от чего нужно воздерживаться, то нияма дает рекомендации по регулярным практикам.
1.1. Чистота (Шауча). «Обретение чистоты приводят к отвращению к форме, как к своей собственной, так и ко всем формам». Видимо, уже в те времена существовала идея «встречать по одежке». Йогин же, избавившись от навязанных точек зрения (нечистоты), смотрит глубже, зная, что содержание формы может быть весьма различным.
Как и к другим, йогин относиться безразлично и к своей форме, что существенно понижает эгоизм и снижает затраты энергии и времени на «озабоченность» своей социальной значимостью.
«Так же в результате чистоты приходит гармоничное состояние организма, ментальное удовлетворение, улучшение концентрации, контроль органов чувств и способность самонаблюдения». Разумеется, в понятие Шаучи входит и гигиена.
1.2. Удовлетворенность (Сантоша). «Вследствие удовлетворенности становится возможным обретение высшего счастья». Гармоничное состояние нервной и вегетативной системы создает благоприятный гормональный фон, в т.ч. в отделах мозга, формирующих ощущение благосостояния.
1.3. Аскеза (Тапас). «Благодаря подвижничеству обретается совершенство тела и органов чувств». Тапас состоит в сосредоточенности на «парах противоположностей», например, на желании есть и пить, и на нежелании этого, желании продолжать стоять и желании перестать стоять, присутствии или отсутствии слов (каштха мауна) и жестов (акара мауна), которые могут выдать чувства или мысли.
Не секрет, что полное управление движениями тела и вниманием, а так же улучшение восприятия достигается настойчивыми усилиями, в которых задействован волевой аспект. Воля – функция лобных долей мозга. Совершая действия вопреки инстинктам, рефлексам, социальным установкам и т.д. йогин повышает влияние лобных долей мозга на его другие отделы (которые ориентированы на выполнение этих самых инстинктов, рефлексов и пр.).
«Отсутствие на лице признаков, по которым можно догадаться о скрытых тайнах, свидетельствует о самоконтроле, так что мысль не может быть сообщена кому-либо случайно».
1.4. Самообучение(Свадхьяя). «В результате самообучения возникает связь с наставляющим божеством». При развитии регулярного обучения, т.е. задействовании процесса познания, рано или поздно приходит понимание «кто же все-таки познает», т.е. внутреннего «я», которое йоги называли вечным божеством, находящемся в каждом, и которое руководит всеми действиями человека.
В качестве особо эффективных для указанной цели видов обучения древними йогами назывались: изучение писаний, содержащих «знание об освобождении» (мокше), повторение слога АУМ, и др.
1.5. «Настрой на Ишвару» (Ишварапранидхам). «Благодаря упованию на Ишвару обретается совершенство в йогическом сосредоточении». Под Ишварой йоги понимают глубинное самосознание, «равное вечности» (т.к. самосознание – это непрерывный процесс). Достижение состояния постоянного присутствия «внутреннего Я» является обязательным для йога, и к такому состоянию он должен стремиться.